Как сделать донку с резиновым амортизатором?

В природе встречаются породы рыб, которые ищут себе корм в средних и верхних слоях воды. Уклейку, верховку, голавля или толстолоба проще найти у поверхности или на небольшой глубине. Но большинство мирных рыб ищут и находят себе корм именно на дне. Именно потому донка считается одной из самых уловистых снастей.

Донка с резиновым амортизатором своими руками

Идея снасти

Но у классической донки есть определенные недостатки. Главный — забрасывать снасть в одну и ту же точку достаточно сложно. Именно потому была придумана усовершенствованная снасть, которая позволяет укладывать приманку на дно в одну и ту же заранее прикормленную точку с точностью до нескольких сантиметров.

Первоначально в классическую донную оснастку был введен один единственный элемент — резиновый амортизатор. В советские времена он продавался в рыболовных магазинах. Некоторые рыболовы распускали на амортизаторы продававшиеся в аптеках резиновые жгуты.

Этот элемент оснастки имел один существенный недостаток — быстро терял эластичность, перетирался. В результате снасть долго не служила, выходила из строя. В результате обрыва амортизатора в воде оставался свинцовый груз, который тоже стоил денег.

В результате, в систему оснастки была добавлена страховочная леска, которая вязалась непосредственно к грузилу и позволяла в случае обрыва спасти грузило. Снасть была немного громоздкой, была сложна при забросе и занимала много места на берегу.

Третье усовершенствование сделало снасть на берегу более компактной. Дополнительная, страховочная леска привязывалась одним концом к грузилу донки, другой конец привязывался к специальному бую, который после заброса снасть всплывал на поверхность.

Он:

  • обозначал местоположение груза для спиннингистов и других доночников;
  • выполнял страховочные функции.

Достоинства снасти в сравнении с донкой-закидушкой

В сравнении с донкой-закидушкой, донка с резиновым амортизатором имеет следующие преимущества:

  1. Донка с амортизатором позволяет точечно прикармливать определенное место. Для прикормки можно использовать смешанную с глиной прикормочную смесь, пакетики ПВА (которые растворяются через некоторое время при попадании в воду), куски газеты (в которые заворачивается прикормка).
  2. Прикормку можно можно подавать с минимальным шумом, прицепив ее к крючкам, осторожно опустив воду и медленно отпуская основную леску.
  3. В данном способе ловле можно использовать большее количество крючков (до 10 штук в зависимости от водоема и дальности заброса), которые можно разнести по основной леске таким образом, чтобы они не путались.
  4. Возможность использовать деликатные, мягкие приманки, которые при забросе закидушки срываются с крючка или повреждаются (мотыль, тесто, болтушка или живец)
  5. Донка этого типа создает гораздо меньше шума при забросе. Заброс, сопровождаемый громким всплеском, бывает один раз. Меньший шум меньше отпугивает рыбу.

Основные недостатки

К основным недостатками можно отнести:

  1. Малую мобильность данной снасти. Рыболову с донкой этого типа сложно заменить место ловли;
  2. Малый срок службы резинового амортизатора;
  3. Снасть часто обрывается, потому требует наличия запасных элементов оснастки.
  4. Обрыв резинового амортизатора может привести к травме рыболова.
Хотим обратить Ваше внимание на то, что на ловлю с закидушкой наложены ограничения — применять можно только один резиновый амортизатор, оснащенный 5 крючками, в расчете на одного рыболова

Как сделать донку с резиновым амортизатором своими руками?

Донка с амортизатором —  снасть простая и любой рыболов в состоянии изготовить ее самостоятельно.

Для этого потребуются:

Донка с резиновым амортизатором своими руками

  1. Леска или плетенка сечением от 0,2 мм;
  2. Резиновый амортизатор длина которого подбирается в зависимости от дальности заброса;
  3. Свинцовый груз, вес которого обеспечит надежность его соприкосновения с поверхностью дна;
  4. Поводковая леска сечением от 0,14 мм;
  5. Крючки, размер и цвет которых зависит от размера и цвета используемой на рыбалке приманки.
  6. Кусок пенопласта, пеноплекса или иного материала, который легче воды.
  7. Мотовило — 2 штуки;
  8. Сигнализатор поклевки.

Основная леска

Этот элемент оснастки наматывают с небольшим натяжением на заготовленное мотовило. К основной леске необходимо либо привязать кольца под резиновый амортизатор и поводки, либо сделать «восьмеркой» петли под другие элементы оснастки.

Петли должны быть расположены таим образом, чтобы поводки не пересекались друг с другом при заводке в точку ловли. Для того, чтобы крючки не цеплялись и не мешали забросу, на основную леску монтируются кембрики. Перед первоначальным забросом крючки «упаковываются» в кембрик.

Поводки

Поводки изготавливаются из тонкой, прочной лески. Длина поводка остается на усмотрение рыболова. На водоемах без течения принято делать поводки длиной от 10 до 20 см. На водоемах с течением длину поводка можно увеличить до 30 — 40 см. С одной стороны к поводку привязывается крючок, другой конец поводка оборудуется вертлюжком с застежкой или на леске вяжется петля.

Крючки

К крючкам особых требований нет. Они должны соответствовать, используемой на рыбалке приманке.

Трафаретка быстросъемная

Одним из способов монтажа поводков с крючками считается монтаж при помощи трафаретки, которая фактически является заранее подготовленная петля.

Резиновый амортизатор

Этот элемент оснастки представляет собой резиновую полосу или нить квадратного или круглого сечения, диаметром около 3 мм. Обычно амортизатор можно купить в рыболовном магазине, где он продается отрезками по 5, 10, 15 и 20 метров.

Для подготовки к рыбалке на концах резинового амортизатора вяжутся петли, к которым крепятся вертлюжки с застежкой. Для ловли мирной рыбы принято использовать амортизаторы, имеющие круглое сечение. Полосы резины, используемые в оснастки, характерны в снастях, рассчитанных на ловлю хищника.

Груз

Чаще всего груз бывает изготовлен из свинца. Форма груза особого значения не имеет. Единственное, для надежности соединения груза с поверхностью донного покрытия, большинство рыболовов используют плоские грузила. Шарообразные и каплеобразные грузы используют на водоемах с заиленным дном.

Некоторые рыболовы экономят на грузилах. Берут с собой на рыбалку холщовый или полиэтиленовый мешок, наполняют его камнями, завязывают толстой леской или проволокой и используют как эрзац-грузила. Грузило вяжут на отдельный кусок лески (около 30 см длиной). Край лески оборудуют петлей для соединения с амортизатором.

Грузовой шнур

Этот элемент оснастки называют так же страховочным шнуром. Он используется для того, чтобы в случае обрыва резинового амортизатора из воды, можно было бы извлечь груз и оборванный кусок амортизатора. В качестве грузового шнура может быть использована леска сечением от 0,24 мм или плетеный шнур.

Длина страховочного шнура должна соответствовать дальности заброса. Шнур может быть намотан как на мотовило, так и на катушку.

Буй

Элемент оснастки, который используется в случае, если есть возможность завезти груз на лодке или ином плавательном средстве. В этом случае грузовой шнур привязывается леской или шнуром к куску пенопласта или пеноплекса, окрашенного в яркие, заметные издали цвета. Длина шнура в случае  использования буя  зависит от глубины в месте ловли.

Сигнализатор поклевки

Этим элементом оснастки может быть колокольчик, бубенцы, электронный сигнализатор или даже кусок глины, который цепляется на основную леску.

Особенности изготовления и применения отдельных элементов снасти

Особое внимание при изготовлении снасти нужно обращать на узлы. Узлы должны быть простыми, но надежными. Больше всего для этих целей подходит «клинч». Мотовило лучше изготавливать из полированного дерева. Наматывая на него резиновый амортизатор, лучше не давать последнему серьезных нагрузок.

Он боится солнечного света и быстро потеряет свою эластичность. Крючки с поводками лучше хранить на отдельном мотовиле.

Самое сложное в донке с резиновым амортизатором — сделать первый заброс или занос груза. Снасть выглядит громоздко. Потому, если ее забрасывать с берега, нужно принять все меры, чтобы ни основная леска, ни страховочный шнур не зацепились за какой-либо предмет на берегу.

При завозе груза задача будет более простой — избегать спутывания лески, держать ее внатяг.

Во время ловли нужно аккуратно складывать леску на берегу кольцами, избегая образования «бороды». Необходимо придумать способ крепления лески на берегу таким образом, чтобы свободны были обе руки в момент снаряжения крючков наживкой.

Само собой, особую осторожность нужно соблюдать, когда отпускаешь крючки в место ловли.

Способы привязывания поводка к основной леске

Донка с резиновым амортизатором своими рукамиВ зависимости от того, каким именно способом подготовлены петли под поводки с крючками, можно использовать различные способы монтажа этих поводков.

Простейший способ — «петля в петлю» используется, когда для монтажа поводков на основной леске навязаны петли или смонтированы металлические кольца.

В этом случае на свободном конце поводка вяжется простая петля или восьмерка

Многие рыболовы усовершенствуют этот способ, привязывая к свободному концу поводка застежку с вертлюжком.

Это позволяет быстро менять оборванные или поврежденные поводки, а так же быстро разукомплектовывать снасть после рыбалки.

Особенности конструкции

В конечном итоге, собранная снасть выглядит следующим образом:

  1. Груз на отрезке лески или шнура, к которому прикреплены:
  • страховочный шнур;
  • резиновый амортизатор;
  1. Страховочный шнур тянется либо непосредственно на берег, либо привязывается к бую;
  2. Резиновый амортизатор прикрепляется к участку основной лески с поводками и крючками;
  3. Основная леска выводится на берег, где закрепляется на подставке, которой может служить воткнутое в прибрежный грунт мотовило.

На участке основной лески, которая находится над водой, устанавливается сигнализатор поклевки. При этом основная леска должна быть натянутая таким образом,  чтобы сигнализатор поклевки не касался земли.

Конструкция простейшая, подготовить ее к забросу сможет даже начинающий рыболов.

Обратить внимание нужно только на самые слабые элементы этой конструкции, которыми считаются:

  • поводки;
  • резиновый амортизатор.

Есть риск оборвать оба эти эти элемента, если дно водоема покрыто плотным слоем водорослей или на дне имеются завалы из камней или дерева. Перед забросом не бывает лишним простучать дно при помощи спиннинговой снасти или прочистить его небольшой «кошкой», или крупным тройником.

Чаще всего, донка с использованием амортизатора применяется в ловле на водоемах спокойной воды. Можно с уверенностью утверждать, что эта снасть по своим качествам намного эффективнее донки-закидушки в случае ловли мелкой и средней рыбы.

В случае, когда клюет трофейная рыба, донка с резиновым амортизатором по всем параметрам уступит донной снасти, смонтированной на основе удилища. Слишком мало пространство маневра, предоставляемое рыбе. Крупная рыба либо обрывает поводок, либо сдвигает с места груз, тем самым сводя на нет все преимущества точечной прикормки.

Эту снасть сложно назвать идеальной или универсальной. Но разве какую-то другую снасть можно назвать универсальной? Нет. Любая снасть — это инструмент в руках рыболова.

Любая снасть предназначена для выполнения определенной работы — ловли в определенных условиях. Донка на резиновом амортизаторе — инструмент для ловли мирной и хищной рыбы в условиях слабого течения (или без такового) в водоемах с плотным донным покрытием, в условиях, когда излишний шум может спугнуть рыбу.

Виталий Рогозин

Рыбалка для меня была всегда праздником. И при каждом удобном случае я обязательно выбираю рыбалку любому другому занятию на природе. Я не профи, но и не новичок, я уверенный любитель. Рыбачу, сколько себя помню и мне есть ,что вам рассказать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.