Как ремонтировать лодки ПВХ своими руками?
Лодки, сделанные из ПВХ, используются для рыбалки чаще всего. Причин такой популярности много. На рынке представлен их большой ассортимент: можно выбрать лодку любого размера и комплектации.
Они отличаются хорошим качеством и прочностью, компактные и легкие. А самое главное, что при повреждении лодки в воде, она сдуется медленно и еще некоторое время держится на плаву.
А это позволяет рыболову безопасно добраться до берега, произвести осмотр и по возможности ее отремонтировать.
Основные виды повреждений для лодок ПВХ.
Длительность эксплуатации лодки напрямую зависит от умения владельца правильно и качественно сделать ремонт.
Причин для ее ремонта может быть несколько:
- Проколы — самая распространенная причина повреждения. Они появляются при неосторожном использовании крючка от блесны, от ножа, в ходе вытаскивания на берег лодки, повредив ее находящимися на берегу острыми предметами.
- Царапины — не очень серьезный вид повреждения, но таят в себе опасность. В самый неожиданный момент при дальнейшем использовании лодки могут привести к разрыву материала.
- Порезы появляются при контакте с режущими инструментами, например, при не правильном хранении или транспортировке.
- Прожеги возникают при неосторожном соприкосновении материала лодки с открытым огнем или тлеющим предметом (окурок от сигареты).
- Разрывы или рваные дыры не исключены при столкновении с торчащими из воды предметами. При неправильном хранении могут появляться рваные дыры от прокусов мелкими грызунами (их привлекает оставшийся запах от рыбы или остатки корма).
- Неисправность клапана возникает при механическом воздействии, например, случайно наступив на него.
Основные инструменты и материалы, необходимые для ремонта
После обнаружения причины разгерметизации лодки можно приступать к их устранению. Материал ПВХ довольно хорошо поддается ремонту.
Чтобы быстро и эффективно устранить обнаруженные повреждения, потребуются:
- ремонтный комплект, входящий в комплектацию при покупке;
- ножницы или нож;
- валик или пластинка из металла (пластмасса);
- карандаш;
- кисточка;
- вода, мыло;
- тряпка или ветошь;
- растворитель или ацетон (но можно использовать спирт);
- клей.
Данный список материалов потребуется для ремонта повреждений после рыбалки дома. А на рыбалке подойдет ремкомплект и зажигалка.
Как выбрать подходящий клей и ремкомплект?
Особое внимание следует обратить на выбор клея.
Предъявляются определенные требования к нему:
- обладать термической стойкостью (это особенно важно в летний период, когда ремонтируемая поверхность нагревается);
- иметь эластичность;
- создавать водонепроницаемый и прочный слой;
- быть устойчивым к различным статистическим и динамическим нагрузкам, которым подвергается лодка.
Из опыта многих рыбаков можно вынести урок, что клей из комплекта подходит только для экстренного устранения повреждения, то есть для ремонта на рыбалке.
Когда использовался этот клей, то по возвращению ремонт повреждений лучше переделать. Если во время хранения клея он немного подсох, его следует разбавить ацетоном.
Выбирая при покупке клей следует обратить внимание:
- На состав. Если в состав входят смолы, то от покупки лучше отказаться, поскольку они увеличивают липкость, при этом качество склеивания уменьшается.
- На информацию, что клей термостойкий. Под влиянием солнечного тепла, материал ПВХ нагревается, а заплатка при этом может отклеиться.
- На указание «специальный» предпочтительнее, чем «универсальный». Специальный клей, учитывая особенности материала, качественнее удерживает склеенные поверхности.
- На информацию «полиуретановый». Такой клей обеспечит качественный и долговременный ремонт всех повреждений.
Стандартный набор ремкомплекта состоит из:
- тюбика специального клея;
- набора тканей ПВХ с диаметром 40мм, 80мм – 6шт.
Если клей или же ткань из ПВХ ремонтного комплекта закончились, то их возможно приобрести в специализированных магазинах.
Ремонт транца лодки своими руками
К сожалению, данный вид ремонта напрямую связан с неправильной эксплуатацией лодки.
При проведения ремонта самостоятельно надо:
- сдуть лодку;
- положить ее на ровную поверхность;
- очистить место соединения днища и транца от грязи и обезжирить его;
- убрать остатки силикона с посадочного места сливного клапана;
- нанести первый слой клея на транец и днище;
- примерно через 20-25 минут повторно нанести еще раз клей;
- выждав около 20 минут, приложить транец к днищу;
- хорошо прогреть место склейки строительным феном и прикатать его;
- на место соединения транца, днища и баллона следует приклеить усилитель с диаметром 16см и с разрезом по радиусу;
- на место ставится сливной клапан;
- место соединения края днища на трансе закрывается полоской пластика.
По истечению суток лодку возможно опять эксплуатировать.
Ремонт пореза, прокола или других повреждений
Любой из видов ремонта лодки следует начать с подготовки:
- поврежденная лодка сдувается;
- для удобства ремонта под нее подкладывается досочка;
- место повреждения надо вымыть и просушить;
- разложив на ровном месте, обезжирить повреждение, используя растворитель или ацетон. Если этих средств не оказалось под рукой, их заменить можно бензином, керосином или обычным спиртом.
После проведения этой работы, можно приступать к основному ремонту повреждений: к устранению пореза или прокола:
- Из кусочка материала ПВХ ремонтного комплекта, вырезается нужной формы заплатка. Ее размер должен превышать поврежденное место на 4-5 см. Если нет заплатки из ремонтного комплекта, ее хорошо заменит кусок тонкой резины или старая клеенка.
- Приготовленная заплатка обезжиривается.
- На участок повреждения и заплатку наносится клей.
- Через 3-4 минуты соединить их друг с другом.
- Место повреждения прокатать чем-то тяжелым.
- Накачать лодку только до приобретения ею своей формы. Оставить ее в этом виде на 2-3 часа. Если возможности накачать лодку нет, то ее, не сгибая материал в месте повреждения, сложить и оставить высыхать.
Этот способ плох тем, что годится для выполнения ремонта на рыбалке и недолговечен. При возможности лучше всего затем заменить поставленную заплатку на новую.
Применим другой способ для ремонта дома. Он более оптимальный и качественный, но занимает больше времени:
- Клей наносится на склеиваемые поверхности.
- После первого намазывания, примерно через 8-10 минут, нанести второй его слой.
- Положить заплатку на прокол и прокатать тяжелым предметом, выдавливая воздух.
- Просушить второй клеевой слой до полной потери им липкости.
- Положить заплатку на повреждение. Для начала действия клея, его следует подогреть до 60-80С (для подогрева используется бытовой фен). При подогреве нельзя пользоваться открытым огнем, так как материал может легко испортиться или воспламениться.
- Заплатка прикатывается.
Применить данный способ склеивания возможно в другой последовательности: заплатка и место пореза прогреваются феном, прикладываются друг к другу и прокатываются.
Особенности ремонта по шву
Ремонт лодки по шву немного отличается от устранения прокола и прореза:
- Высушить и обезжирить шов лодки и место вокруг него с двух сторон.
- Вырезается заплатка с размером немного больше длины поврежденного шва.
- Тонким слоем наносится клей на латку.
- Заплатка приклеивается и сразу прокатывается валиком.
- Излишки выступившего клея убираются салфеткой, смоченной растворителем.
- После подсыхания клея на первой заплатке, вырезается еще одна (ее размеры больше первой с учетом того, чтобы можно было сделать загиб на обратную сторону).
- Приклеив ее, также надо прокатать поврежденное место.
Для устранения прогрызания лодки поверх наружной заплатки лучше еще дополнительно приклеить большую по величине.
Получается, что с наружной стороны на месте повреждения будет приклеено две заплатки. Только после того, когда хорошо высохнет клей на предыдущих заплатках, нужно приклеивать третью.
Определение места прокола
Если обнаружилась разгерметизация лодки, сразу следует провести ее тщательный осмотр:
- Проверить дно лодки с целью исключения его протекания. Для этого внутрь лодки наливается вода.
- Осмотреть баллон внутри. При осмотре используется пенная вода. Она наносится на внутреннюю поверхность баллонов и осматривается на предмет появления пузырьков.
- Обнаружить место повреждения можно на слух. Достаточно лодку накачать больше положенной нормы и в тишине прислушаться к шипению. По этому звуку можно точно определить поврежденное место.
Рваные дыры. Порезы с длиной более 5 см
Бывают ситуации, когда повреждения значительные и превышают 5см. Соединить точно края разрыва (пореза) материала перед склеиванием достаточно трудно.
При устранении такого обширного повреждения в процессе работы есть небольшое отличие:
- поврежденное место промывается и высушивается;
- раскладывается на ровной поверхности и обезжиривается;
- перед началом склеивания поврежденных краев их лучше сшить между собой, а только затем проступать к основному этапу склеивания.
Чтобы облегчить приклеивание заплатки внутри лодки, можно использовать специальный крючок. Открутив полностью клапан, через отверстие, используя крючок, приклеить первую заплатку, а затем только приклеивается наружная заплатка.
После окончания ремонта надо убедиться в том, что внутри стенки баллона между собой не склеились из-за попадания на них клея. Если все-таки такая неприятность произошла, то аккуратно сразу же надо потянуть баллон за противоположные стороны.
Ремонт пореза днища
Повреждения днища лодки достаточно специфичны. Основными их виновниками становятся находящиеся в водоемах коряги, большие ветки деревьев, прутья от арматуры. Такие порезы относятся к рваным и имеют сложную конфигурацию.
При выполнении их ремонта следует:
- ставить внутреннюю и внешнюю заплатки;
- поврежденные края для точного соединения сшить нитками.
Сам порядок проведения работ такой же, как при ремонте обычных проколов.
Ремонт и замена клапана
Если произошло сдувание лодки, а ее осмотр не выявил проколов, разрезов и разрывов, то следует проверить состояние клапана. Он должен быть закрытым, а его крышка открытая.
Чтобы исключить пропускание клапаном воздуха, необходимо налить в него воды и наблюдать за пузырением.
Если нет пузырьков, то проблему надо искать в другом.
А если пузырьки появились, то следует проверить клапан на наличие мусора, мешающего плотно закрывать его.
Для этого можно продуть клапан резкими качками насоса. Когда клапан пропускает воздух сбоку, то он расслаблен и его надо подтянуть ключом.
Если это не помогает устранить проблему, то клапан следует заменить. Для его замены необходим специальный заводской ключ.
Пытаться убрать клапан при помощи подручных средств лучше не стоит.
Ключ возможно изготовить самостоятельно, если нет заводского. Понадобится небольшого диаметра (до 2см) трубка из металла или пластика, лобзик для напиливания зубьев.
Далее:
- Спустить лодку.
- Проделать отверстие небольшого диаметра сверху.
- Из ответной части клапана выкрутить корпус.
После извлечения клапана, его надо осмотреть. Возможно, придется только смазать его солидолом и промыть, а менять не надо.
Но если все-таки его надо менять, то:
- придерживая ответную часть, ключом вкручивается новый клапан;
- не рекомендуется сильно его зажимать, чтобы избежать поломки его или ключа;
- мыльной водой проверить плотность соединения, если будет видно, что выходит воздух, достаточно дожать клапан.
При эксплуатации лодки ПВХ необходимо своевременно делать ремонт лодки. Делая его, главное не торопиться, а тщательно и последовательно выполнять всю работу. Тогда срок ее эксплуатации значительно увеличится.
У меня как раз клапан не держит на лодке. Поплаваешь полчаса и лодка почти полностью сдувается, приходится с собой возить ручной насос. Один ловит, другой качает ))) Хотел в этом году новую покупать. Попробую разобрать, посмотреть что там с ним.
По поводу небольших дырочек,проколов,трещин подойдет «жидкая латка». Состоит из пвх с армированными частицами.Зимой нечаянно наткнулся на нее в интернете,попробывал заказал.Заклеивал две лодки, у первой-трещина, у второй несколько проколов. Просто залил этой латкой дырочки, она прям въелась в материал. С виду очень даже неплохо.Скоро собираюсь проверить на практике.Если, что можете попробывать эту штукенцию.
Я клею свою лодку следующим образом:
1. Очищаю место с дыркой от пыли и грязи влажной тряпкой.
2. Обезжириваю уайт спиритом.
3. Наношу тонким слоем клей на латку и на обработанное место. Выдерживаю около 1 минуты.
4. Наклеиваю латку сильным нажатием и держу около минуты.
5. Оставляю под грузом на сутки.
Еще не одна латка не отпала.